- Моделирование
- 1. метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;2. построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого М. является математическое (логико-математическое) М.Возможность М., т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) к.-л. его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. М. всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом.М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и М. как учебное действие, средство обучения. С помощью М. удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому.Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета.М. объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое М. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое М.: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. С введением в школу компьютерного обучения широко применяется М. на ЭВМ.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)Ч24.65
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.